| | |
|
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип
Привет, Наса! Спасибо за прекрасное письмо Зоффа. Он хорошо сформулировал проблему. Спасибо за отлично сформулированные вопросы, отражающие суть "некого мега-проекта". http://nasa2008.livejournal.com/15632.html
Все
это вместе - суть самой глубинной проблемы образования и шире,
мировоззрения общества, из которой растут и жутчайший дефицит кадров в
техносфере, и утечка мозгов, и нехватка управленческих кадров на всех
позициях, и развал экономики и общества, включая 1-е место по
смертности, самоубийствам и потреблению алкоголя в России. В мире
примерно то же, но хрен с ним пока с миром. Будем говорить о России.
Итак,
проблема такова, что и сверху (преподаватели и проч.) - "не понимают",
и снизу (дети, молодежь) - не понимают. И по бокам (власть и все
остальные в "управленческом слое", формирующем все процессы в обществе)
- не понимают.
Выход я вижу только один:
Принцип может
быть только автоволновой: автоволна более высокой частоты преобразует
среду, в которой распространяются волны более низкой частоты.
Основное
"звено" цепи ("ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь" (с)
Ленин) - проблема нарастающего в последнее десятилетие по экспоненте
дефицита кадров в промышленности и угроза остановки (кризиса)
промышленных предприятий по этой причине через несколько лет.
Нарастающее понимание в "управленческом слое", что обычными
(дискретными, формальными) методами проблема не решается. Готовность
"управленческого слоя" воспринимать альтернативные варианты. Которые
сводятся к созданию непрерывных "сред" (в отличие от дискретного,
формального подхода). Поясню.
"Среды", которые должны
создаваться, должны соединять в себе 2 "противоположных" потока - иметь
необходимый уровень формализации и быть, одновременно, неформальными.
(Мы уже знаем, как такое может быть, наши проекты и Среда - дают
наглядное представление об этом. Даже Лицей 1550 - это уже большой шаг
в эту сторону). Т.е. "непрерывность" этой "среды" заключается в том,
что она поддерживает ВСЕ импульсы к развитию, в любой сфере. Или,
другими словами, она становится "домом" для ребенка. Я сейчас говорю о
школе. Но "среда" должна выходить за пределы школы: вниз - в дошкольное
пространство до уровня 2-3 лет ребенка, и вверх - включая в себя вуз и
производство, куда приходит молодой специалист (а его ребенок в
"дошкольное пространство среды"), и такие формы производства как
"технопарки", которые еще только предстоит превращать в "среды".
Немного
отвлекусь на параллельную линию - "экономика будущего", "инновационная
экономика". Цель перехода в новую экономику еще более высвечивает все
проблемы, связанные с дефицитом кадров, а также прибавляет новые. Тут
проблема вот какая в основе: не переходить - невозможно. Оставаться
сырьевым придатком современной мировой экономики - невозможно. Еще 10
лет и, если ничего не делать в плане перехода, то исчезнут все научные
и научно-технические школы в России (средний возраст в машиностроении
50-52 года), за рубеж уедут все, у кого хоть как-то работает голова,
источники нефти истощаются (остается "трудная нефть", но средства,
нужные на техническое перевооружение нефтяной промышленности -
зашкаливают), износ основных фондов (средств производства) в целом по
России 40,6%, в среднем по предприятиям промышленности - более 50%, в
отдельных отраслях, например, лесная промышленность - 80%,
нефтепереработка - 60%.
Непереход к новой экономике, т.е. не
осуществлении "модернизации промышленности и экономики", превращает
территорию России в "цивилизационную пустыню", которой угрожает потеря
территориальной целостности и государственности. И все это может
произойти в течение ближайших 10-15 лет. Поэтому отступать некуда - или
переход, или ничто.
Так вот, сегодняшний "дефицит кадров" (и
угрожающий из-за этого кризис) - это если рассматривать ситуацию в
границах "удержать то, что есть сейчас". А в границах "перехода к
инновационной экономике" - это супер-гипер-дефицит. Мало того.
Инновационной экономике требуются кадры не просто "обладающие высоким
профессиональным уровнем", а "обладающие высоким профессиональным
уровнем и имеющими мотивацию развивать именно эту территорию, именно
это общество". Если этого нет, то ситуация будет такой: получил
образование, минимальную практику - уехал на Запад (утечка мозгов). И
чем более талантливый человек, тем быстрее для него будет
"схлопываться" ситуация подобным образом.
Мало того, есть еще
проблема. Инновационной экономике требуются "разносторонне развитые
личности". А с разносторонне развитой личностью какая проблема? - Как
только она подразвилась, она хочет писать стишки, играть на театрах,
работать писателем-юмористом и прочее, но не работать на заводе, в КБ,
в "техносфере", в довольно жестко регламентированном пространстве
производства материальных ценностей, промышленных высоких технологий.
Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему
философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых
сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже.
Оставляем пока 2 проблемы: 1. Нужны профессионалы ("кадры") в промышленности (и при переходе в новую экономику). 2.
Нужны кадры, мотивированные (не за страх, а за совесть) развивать
именно эту территорию, т.е. российскую промышленность и российскую
экономику. Развитие чего-либо вообще невозможно "за страх". А развитие
чего-то невероятно сложного, тонкого, неизведанного,
многокомпонентного, исторически беспрецедентного - ну, как его можно
развивать методом "за страх", "отбывать 8 часов"? Нужно горение,
желание, энтузиазм, дух, стремление к совершенству. И если раньше это
были качества из сферы "личное дело человека", то сейчас они становятся
"необходимым производственным фактором", фактором выживания экономики и
общества.
Ну, так же как талант и креативность, способность к
изменениям и нетривиальным решениям стали в последние 10 лет
"производственным фактором, определяющим конкурентоспособность
компании", фактором выживания компании на рынке.
Да и наш народ
наверху все чаще говорит о "человеческом капитале", подразумевая под
этим, правда, повышение пенсий и пособий, и типа выезд стоматологов на
ферму, чтоб кучке механизаторов, наконец, зубы вставить иногда. Но
ничего, скоро поймут, что такое "человеческий капитал", в чем его суть
и почему без него никуда. Точнее, так: шанс, что поймут, есть, и
развитие ситуации неизбежно увеличивает этот шанс. Что хорошо. :)))))
И
решение этих 2-х проблем - "профессиональные кадры в техносфере" и
"мотивированные кадры" (мотивированные неформально! потому что они
этого хотят, имеют такую позицию! а не потому что здесь платят больше,
чем в Боинге - этого не будет никогда!) - невозможно иначе как
"средовым методом" - когда обучение, образование, воспитание, развитие,
самоопределение, социальная поддержка и забота, материальное
обеспечение, мировоззренческие приоритеты - это один поток. И в эту
дуду дует все общество - со всеми своми школами, вузами, СМИ,
телевидением, социальными программами, законами, моралью и всем прочим.
Вот такая необходима концентрация усилий. :))) Вот такой,
соотвествующий ей, высокий уровень понимания устройства процессов,
управленческих навыков по формированию и развитию этих процессов.
Средовых процессов, тонких - должным образом формально
структурированных неформальных процессов, вписанных в формальную
структуру общества, которая - о, чудо! - готова и умеет поддерживать
неформальные процессы развития и проявления инициатив.
И теперь, "звено" цепи:
Единственными
союзниками в этом процессе являются управленцы в техносфере и шире -
управленцы в обществе, которые понимают ситуацию с необходимостью
перехода к новой экономике. Те, перед которыми стоят задачи
"преодоления дефицита кадров", "перехода к новой экономике". Больше
союзников нет.
Поэтому: 1. Развивать Среду, делать ее все более сильной и проявленной. 2.
Входить в совместные образовательные экспериментальные проекты с
предприятиями, вузами, школами, общественными организациями вузов и
промышленных предприятий, федеральными Министерствами и
соответствующими Департаментами в администрациях субъектов федерации. 3. Готовить и продвигать проекты "экспериментальных образовательных сред" на уровнях, перечисленных в п.2.
В
любом случае плотно контактировать со всеми общественными институциями
(и людьми - отдельными экспертами, специалистами) занимающимися этой
темой, инициировать в этих контактах новые проекты, новые импульсы для
властных структур - брать на себя в инициативном порядке огромное
количество работы, стремиться максимально быстро структурировать эти
деятельностные линии организационно и финансово-материально.
Понимать, что это много работы и досточно длительный процесс.
И вот тогда то, о чем пишет Зофф, лет через 10 несколько изменится... :))) Почему через 10? :))) Потому что я оптимист! :)))
Всем привет! Кл.
|
Категория: Школа | Добавил: ioms (15.01.2009)
|
Просмотров: 869
| Рейтинг: 3.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
Категории раздела |
Школа
[5]
Материалы для развития
|
Проекты
[19]
Описание проектов
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|