Попугай, змея и слоник спорят: "Что главное в танке?" Слоник говорит: "Главное в танке - это ство-о-о-о-л". Удав говорит: "Нет-нет-нет! Главное в танке - это гу-у-сеницы". Попугай говорит: "Нет-нет-нет! Главное в танке - это ба-а-ашня".
Обезьяна, скороговоркой: "Что главное в танке, что главное в танке? Главное в танке - не усраться!" (смех) Не убоится, не устрашится!
Андрей: Это я понимаю, как намек, что главное смелость, но в том-то и дело, что это не мои слова, мне уже все дружно подсказывают.
Клейн: Ну, и ничего. Можно сказать, что самостоятельность.
Что главное во Второй логике? Смелость! Которая проявляется в конечном итоге, если мы говорим о Второй логике, как самостоятельность мышления.
Смелость, которая не позволяет цепляться за чужое мнение, верить всяким
дуракам, не идти по стереотипам, не идти из-за того, что ситуация
диктует тебе то или иное поведение - то есть вот, в основании лежит
смелость. Там же, рядом, но это уже другое, лежит самостоятельность.
Там очень просто. Пока ты не самостоятелен в своем поведении,
поступках, решениях, мыслях, оценках, мотивациях, то все, что ты будешь
делать - это будут формальные построения. Там логичнее, там
ассоциативнее, там эстетичнее - но это все будут такие вот штуки. А той
глубины, той адекватности - не будет. В этом смысле ты будешь скользить
по поверхности.
Можно сказать, что главное во Второй логике - научиться видеть суть!
Потому что суть не видишь - ну, о чем с тобой говорить? Основное, что
ты должен сделать - это научиться видеть не что тебе показывают, не то,
что на поверхности, а что вот там, вот в глубине. Можно сказать, что главное во Второй логике - это понимать, что все, что мы видим, все, что мы воспринимаем - это всегда модели. Нужно в этом отдавать себе отчет, что мы не видим мира, что мы всегда видим модель.
Это
означает, что если ты рассматриваешь какое-то явление, если ты
рассматриваешь какое-то событие, какую-то ситуацию, ты всегда должен
отдавать себе отчет, что ты всегда видишь картинку, которую ты
собираешь в своем сознании. Ты не видишь процесс, явление, а это
означает, что, по крайней мере, существует хотя бы одна - а на самом
деле бесконечное количество таких картинок, внутренне непротиворечивых
и правильных, как можно это увидеть. И если ты это понимаешь, это
означает, что ты способен к восприятию нового. К тому, чтобы одну
картинку заменить другой, если для этого существует какое-то количество
оснований. А если ты знаешь, что существуют другие картинки, то
основания найдутся! Ты не закрываешь тогда двери для новой информации,
для тех предвестников изменений, которые постоянно в любой форме ты
получаешь от мира. И этот ряд можно продолжать. Нужно понять, что когда
мы говорим "что главное во Второй логике" и берем Вторую логику именно
как логику, как делание из посылок выводов - то "главное" от
"неглавного" отличается тем, как ты провел границы. Это является
главным, и об этом мы говорим, как о главном. Еще раз. Если мы помним,
что мы всегда говорим о моделях, мы говорим: "Вот сейчас это главное,
вот эта модель получает приоритет". И эта модель получает приоритет в
зависимости от всего-всего-всего и в это все-все-все включается "что я
хочу сделать с этой моделью". Потому что я могу создать бесконечное
количество моделей одного и того же явления, одного и того же процесса.
Но каждую модель, если я умею, я создаю не просто так, потому что если я создаю их "просто так", я их могу миллионы лет создавать, а если не "просто так", то для чего-то.
И мало того, обратная связь существует, что если для чего-то - тогда я
из этого миллиона моделей могу выбрать и сказать: "Главное - вот то-то
или главное вот то-то!" - и это будет не просто схоластика, не просто
слова, а у тебя там внутри должно быть обоснование. То есть другими
словами, главное во Второй логике - это чтобы твоя голова, эта твоя
"ментальная машина" и все-все-все у тебя внутри - от всех твоих качеств
до всякого благородства и доброго хорошего отношения к окружающим
существам - было единым, а не расчлененным, не разрозненным. А то здесь
у тебя на полочке лежит интеллект, здесь какое-то качество - "может
быть... может не быть" и так далее. Ты понял, что "главное"? Источник: Лекция 38. Исповедь Лёши Ходькова, или Экзамен по Второй логике. Лекция 36. Что главное во Второй логике:
Да. Или, другими словами, главное во Второй логике - полноценность.
А полноценность достигается смелостью, не стеснением, не
замороченностью. Или, другими словами, отсутствием каких-то рамок,
барьеров и стереотипов, в которые всегда хочет спрятаться сознание. До
тех пор, пока они будут - все проявления, внешние и внутренние, или,
другими словами, действия и мысли, будут стереотипными, или корявыми.
Того мышления, которого требует Вторая логика - чтобы излучаться не
формально, а по-настоящему - его не будет до тех пор, пока существуют
коробочки стереотипов, в которых находится сознание. ... Вторая логика - это не выучить первое, второе, третье, четвёртое, пятое
и не сдать экзамены, написать по пунктам то-то, то-то. Хочешь написать
по пунктам - молодец. То, что ты напишешь, если ты написал правильно,
послужит на пользу другим поколениям. Но это совсем другое. Функция
совсем другая, нежели проверка твоих знаний по Второй логике. Обычные
системы обучения выглядят так: ты что-то должен выучить, запомнить.
Потом это пересказать словами. Письменно или устно. И получить оценку.
Здесь такого нет. Здесь результатом является более мобильное мышление.
Мышление, которое не вставляется во всякие тупики. А для этого нужна
смелость, раскованность. Понятно, должна быть хорошая голова. Чтобы
хорошо шарики с роликами. Но если даже шарики и ролики хорошо
шевелятся, то до тех пор, пока будут хотя бы элементы "несмелости"...
Ну, например. Кто тебе нравится? - Ну, ты сам знаешь. Опа!!! Струсил.
Отдал управление. Отошёл от принятия решения. Отошёл от того, чтобы
проявлять инициативу, от того, чтобы рулить самостоятельно. ... Кто
такие настоящие принцессы? Это такие специальные женские личности,
которых с самого раннего детства выращивают для управления в самых
высоких масштабах. Поэтому они должны быть сильные, смелые, добрые,
умелые, адекватные, видящие всё, красивые. ... Управление собственной жизнью. Такое тотальное управление собственной жизнью, осознанное управление собственной жизнью - это равнозначно управлению государством. Это совершенно адекватные по сложности задачи. ... Почему
можно говорить о принцессах и о королях? Потому, что это то, что было
два века назад, три века назад, пять веков назад, десять веков назад. А
что было пять веков назад и десять веков назад? Только небольшое
количество людей обладало достаточным уровнем не столько понимания,
сколько задачи, стоящие перед ними, требовали такого мышления. Короче,
если король стесняется - его свергают. Все остальные могут стесняться,
а этот - нет.
А сейчас такое качество как "не стесняться" или
качество "понимать", или "мобильно мыслить", или "не стереотипно
мыслить" - оно нужно гораздо большему количеству людей. Цивилизация
изменилась. Если ты сейчас начнёшь читать древнекитайские
трактаты, то независимо от того, будешь ли ты полностью понимать или
частично, соглашаться или не соглашаться с древнекитайскими мыслителями
- важно, что то, о чём они пишут, будет для тебя актуально. Ты увидишь:
"О! Об этом я думал! Вот это для меня было вопросом, который я решил
так-то. Они пишут об этом".
Это я говорю для того, чтобы
сказать, что в те времена, когда это писали китайские мыслители, это
было актуальным - хоть как-то более или менее понятным и важным - для
очень небольшого количества людей. Например, для пяти министров и
одного императора. А сейчас количество людей, которые применяют это в
своей жизни и которые рулят на основании этих принципов и знаний своей
жизнью - их гораздо больше. То, что тогда было тоненьким и
эксклюзивным ручейком и распространялось среди министров, императоров,
принцесс, королей и нарабатывалось в тонком слое управленцев, сейчас
эти знания, эти проблемы, эти вопросы - актуальны для большого
количества людей, и слой этих людей увеличивается, увеличивается. То,
что раньше было доступно только принцессам, королям, министрам и
китайским императорам, сейчас уже является актуальным для нас для всех
и входит в рамки задач, которые нужно решить. Вот так изменилась ситуация.
"Поэтому
мы говорим о принцессах-королях и о том, что все эти качества для нас
просто необходимы. А раньше они встречались только в принцессах. Сейчас
они необходимы для нас. Мир усложнился, ускорился. Требования к
самостоятельности для каждого сознания резко увеличилось. Раньше можно
было землю пахать или при дворе служить - и так всю жизнь, всё равно
ничего другого не понято, не накоплено было. А сейчас всё есть. Нужно
это брать, компоновать внутри себя, действовать и прыгать дальше.
|