Должен ли топ-менеджер стремиться стать божеством для подчиненных?
Пьер Касс профессор бизнес-школы
«Сколково»Журнал Forbs Russia "Лидерство как религия". Текст написан в соавторстве с профессором Полем Клоделем.
Всякий раз, когда мы задаем этот вопрос группе руководителей,
принимающих участие в тренинге, они приходят в замешательство. А смысл
вопроса простой — на чем основано право одних людей руководить другими?
Существует ли закон, позволяющий распоряжаться судьбами других? Если да,
то какими именно привилегиями и обязанностями оно наделяет своего
обладателя?
С не меньшим удивлением большинство студентов курса МВА выслушивает
мысль о том, что идея «подчиненных» является устаревшей и неактуальной.
Как ни странно, многие коллеги из бизнес-школ до сих пор придерживаются
прежнего принципа — лидерство без подчинения невозможно. Кто это сказал?!
Исполнительный директор SUN InBev Russia был абсолютно прав, заявив
на выступлении в «Сколково», что его роль заключается не в воспитании
подчиненных, а в формировании лидеров среди всех партнеров, с которыми
он работает в компании.
Удивительно, что множество людей воспринимают доминирующую роль
лидера и его положение в любой социальной системе как естественное
явление. Для нас это практически религиозная догма, укоренившаяся в
наших традициях и культуре, и мы свято верим, что жить без таких лидеров
невозможно.
Однако взглянем пристально на некоторые традиционные представления,
связанные с идеей руководителя-божества. Существующие практики в области
лидерства оставляют ощущение, что имеешь дело с религией, тщательно
охраняемой от лишних вопросов. Чтобы пробиться через это ощущение,
давайте пройдемся по семи базовым положениям этой религии и поймем,
насколько опасны они могут быть для человеческого здравомыслия и жизни
компаний.
Лидер знает все?
Конечно, это не так! Все знаменитые лидеры признают, что во многих
ситуациях им приходится двигаться словно в тумане, особенно в кризис.
Как отметили Энди Гроув (CEO Intel) и Майкл Делл (CEO Dell), в
большинстве случаев они плохо представляют себе, в какую сторону
прокладывать путь, хотя понимают, что на них по-прежнему лежит
обязанность его указывать. Истинные лидеры не скрывают этот факт от
других сотрудников компаний, так как понимают, что честность
способствует повышению их авторитета. Их работа — прислушиваться к
мнению коллег и анализировать полученные от них советы.
В конечном счете руководитель принимает решение, но коллеги знают,
что оно является не «откровением свыше», а результатом
аргументированного суждения, основанного на подкрепленной документами
информации.
Совет лидеру: иногда полезно признаваться в своем незнании,
чтобы ваши сотрудники учились не только определять проблемы, но и
предлагать пути их решения. Это способствует их профессиональному росту и
укреплению корпоративного духа.
Лидер — представитель верховной власти?
В определенном смысле это действительно так, однако лидер не должен
уподобляться священнослужителю, играя в посредника между некоторой
«высшей силой» и ее адептами. Никакой «высшей силы» в компании не
существует. Есть лишь акционеры, стремящиеся реализовать свои
имущественные права и делегировавшие соответствующие полномочия лидеру. А
лидер — слуга народа, интересы которого представляет. Чтобы
осуществлять свои полномочия, он нуждается в помощи других членов
организации. Все остальное не более чем ролевая игра.
Символы власти, демонстрация превосходства, использование методов
устрашения, злоупотребление конфиденциальностью — все это признаки
желания лидера укрепить властные позиции и удовлетворить самолюбие.
Такой подход может отрицательно сказаться на эффективности работы
организации, поскольку он снижает продуктивность коллективных усилий,
направленных на достижение успеха.
Совет лидеру: люди очень чувствительны к готовности и
способности руководителя открыто отстаивать их права и показывать своими
делами, что он заботится о своих коллегах и защищает их интересы.
Забота о благосостоянии членов коллектива — эффективный способ завоевать
их доверие и повысить собственный авторитет.
Лидер может выступать в роли всевластного Бога?
На каком основании? Есть ли у лидера полномочия «прощать грехи» или
«карать»? Имеет ли он право думать или действовать в сколько-нибудь
морализаторском тоне? Конечно, нет! Тем не менее такой характер действий
руководителей в сфере бизнеса существует.
Он ведет лишь к появлению чувства стыда и вины, которыми не следует
злоупотреблять в отношениях между сотрудниками. Кроме того, подобный
стиль поведения с сотрудниками вызывает у лидера ощущение власти и
праведности, что неприемлемо.
При этом руководитель должен оценивать эффективность работы
коллектива, это входит в его обязанности. Оценка, выполненная в
открытой, конструктивной, информативной манере не имеет ничего общего с
морализаторством. Она ни в коем случае не должна вызывать ощущение
правоты или неправоты; допустимая оценка базируется исключительно на
категориях «качественный» или «некачественный».
Совет лидеру: всякий раз, оценивая работу сотрудника,
необходимо исходить из объективного обмена мнениями между двумя
партнерами, заинтересованными в повышении эффективности собственной
работы и профессионального уровня. Этот процесс не должен носить
односторонний характер. Он представляет собой двустороннее
взаимодействие, совместное созидание.
Сопротивление лидеру недопустимо?
Лидер — не святой, облаченный в чудотворный покров, защищающий его от
всякого рода критики. Если он требует к себе такого «уважения» (на
самом деле — покорности), это может кончиться плачевно. Лидер, который
ставит себя выше критики, утрачивает способность реалистично оценивать
свою работу. Члены коллектива будут бояться высказывать мнение и
возражать, даже когда это необходимо. Руководитель лишится этой крайне
важной ответной реакции, и коммуникация между ним и остальными
сотрудниками будет нарушена.
В то же время, критика и откровенный диалог не дают права на
неуважительное отношение. Нараяна Мерфи, соучредитель компании Infosys,
так выразил эту мысль: «Я позволю вам не согласиться со мной, но не
соглашусь с вашим непозволительным поведением». Можно высказать свое
категорическое несогласие, возможны и горячие дискуссии, но личные
оскорбления недопустимы.
Совет лидеру: существуют убедительные доказательства того,
что сопротивление традициям и стандартам чрезвычайно полезно для
сохранения и развития любой компании. Два наглядных примера:
реорганизация IBM от выпуска мейнфреймов к IBM Business Consulting и
успех компании Sony с приставками PlayStation. Противоречия,
конфронтация и сопротивление создают условия для принятия инновационных
решений.
Люди должны верить в своих лидеров?
Вера противопоставляется рациональному доказательству или находится
за его пределами. Понятие веры применимо к трансцендентной сущности или к
чему-либо непознаваемому. И оно никак не подходит для сферы бизнеса или
руководителей организаций.
В руководителей нельзя слепо верить или безоговорочно им
повиноваться. В лучшем случае следует им доверять, но доверие и вера —
это не одно и то же. Доверие основано на подтвержденных предположениях.
Человек, которому мы доверяем, своими делами доказывает, что он достоин
этого доверия. Оно ежедневно подвергается проверке и присутствует до тех
пор, пока человек оправдывает наши ожидания.
Большую опасность представляют ситуации, когда руководители ожидают
от своих сотрудников безусловной веры и повиновения. Или наоборот когда
сами сотрудники, отложив здравое суждение, следуют за ними,
руководствуясь одной верой.
Совет лидеру: хорошие лидеры заинтересованы в критике.
Некоторые просят своих коллег специально подвергать сомнению
правильность своих наиболее важных идей и решений. На самом деле, это
совсем не трудно, если следовать известному совету Билла Гейтса:
«Принимайте на работу тех, кто лучше вас самих».
Лидеров нужно любить?
Лидеры организаций не могут требовать любви — хотя бы потому, что
любить по приказу невозможно. Любовь зарождается в сердцах людей в
зависимости от того, насколько тот или иной человек, предмет или явление
способствуют их счастью и благоденствию. Как правило, таким чувствам
нет места в компаниях. Любовь в лучшем случае заменяется лояльностью.
Но и лояльность не возникает по принуждению. Это качество все реже и
реже встречается среди сотрудников компаний. Спросите, почему? Потому
что здесь срабатывает принцип улицы с двусторонним движением — человек
бывает лояльным по отношению к компании, которая отвечает ему
взаимностью. В посткризисном мире компании увольняют сотрудников при
малейшем подозрении в неэффективности их работы. В свою очередь, люди
понимают, что они в лучшем случае могут рассчитывать на исполнение
обязательств компании по трудовому договору. Поэтому не стоит надеяться,
что руководитель станет нашим покровителем или отплатит за нашу к нему
лояльность той же монетой.
Если лидер того заслуживает, ничто не мешает проявлять к нему
позитивное отношение. Однако это чувство никогда не будет ни
обязанностью, ни какой-либо формой любви, о которой сказано в
христианских заповедях.
Совет лидеру: следует рекомендовать сотрудникам проверять
варианты продвижения по службе в своей фирме и даже трудоустройства в
других компаниях. При этом объясняя, что дело не в том, что от них хотят
избавиться, а в том, что это необходимо для подстраховки в условиях
крайне изменчивого мира. Ощущение безальтернативности в профессиональной
сфере отрицательно сказывается на качестве работы, тогда как наличие
возможности карьерного роста и свободы выбора придает оптимизм и
стимулирует творческий подход сотрудников.
Бойся навлечь гнев со стороны лидера?
Страх — полезная эмоциональная реакция человека, поскольку он
сигнализирует о наличии опасности для нашего благополучия и позволяет
своевременно предпринять защитные меры. Однако опасаться — не значит
быть запуганным ответной реакцией со стороны руководителя. В данном
случае опасение выступает как добровольно принятый на себя стимул
работать лучше и избегать оплошностей.
Роль лидера заключается не в том, чтобы назначать наказание за
совершенные ошибки или запугивать людей. Лидер должен способствовать
повышению уверенности сотрудников в своих силах, а не понижать их
самооценку. Лидер должен обеспечивать конструктивную обратную связь,
помогающую понять, почему необходимый результат не достигнут и каким
образом повысить эффективность работы и профессиональный уровень.
Совет лидеру: обвинениями делу не поможешь. Легче всего
переложить ответственность за свои ошибки на плечи коллег. Находчивый
лидер способен спокойно воспринимать ошибки — независимо от того, кто их
совершил — определять их причины и извлекать из них пользу. Когда
пианист-профессионал играет джаз и неожиданно допускает ошибку, он не
старается ее скрыть. Наоборот, он может повторить ее и придумать на ее
основе новую импровизацию!
Заключение: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу»
История полна примерами лидеров, которые в итоге возомнили себя
богом. Всем известно, к чему это приводит. Среди них было много
политиков, чье гипертрофированное самолюбие заканчивалось крахом и
несчастьями, но были и лидеры в сфере бизнеса, которые не признавали,
что они могут ошибаться, не допускали критики в свой адрес или не хотели
вовремя оставлять свое место.
Организации становятся тем сильнее и эффективнее, чем в большей
степени их работа основана на принципах взаимного уважения и
сотрудничества. Если что-то при этом и можно признать священным, то это
не лидер, а стоящая перед коллективом задача. Но и она может быть
пересмотрена, если перестанет соответствовать быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса.
Так же священно человеческое достоинство, которые лидеры должны
уважать и в себе, и в коллегах. Однако жизнь по таким принципам требует
мужества и честности — двух качеств, на которые к сожалению не все
менеджеры способны.
Автор — профессор бизнес-школы «Сколково»
|